Тел.: +7-495-649-02-99
            +7-964-649-02-99
            +7-903-163-23-41
E-mail:
masterprazdnika@list.ru
Курский карагод Тимоня
Альманах "Вестник Общества Русской Народной Культуры "Большая Медведица".  Выпуск четвертый, январь 2010 http://www.ornk.ru/4.htm
Андрей Алексеевич Капранов,
этнограф, руководитель творческого объединения «Мастерская праздника»

Тимоню я пляшу с детства…
Рассказывать о пляске «Тимоня» непросто - особенно, когда знаешь её с самого детства, наверное, с самого рождения. Именно «с рождения», и не позже.
Обычно люди, особенно те, кто родился в городе, учатся танцевать позже. Для того, чтобы учиться танцевать, надо уметь ходить или хотя бы уже стоять на ногах …
Но «танцевать» - это одно, а «плясать» - это другое…Танцевать, наверное, учатся позже, чем плясать… Чтобы плясать, уметь ходить необязательно…
Я стал вспоминать, когда я научился плясать «Тимоню»… И сначала никак не мог вспомнить… Сначала мне казалось, что я умел плясать «Тимоню» всегда. Но я не сдавался и вспоминал. И вспомнил: перед глазами возникла картинка, как моя мама, держа на руках моего сына, своего внука, которому было несколько месяцев от роду, «тетёшкает» его, припевая припевки, которые поются во время пляски «Тимоня»:
Ай, ли-ли-ли-ли-ли,
Ли-ли-ли-ли-ли-ли…
Тимоня, Тимонюшка,
Кучерявая головушка…
Потом вспомнил свою бабушку, маму моего отца, которую в 1974 году мои родители записали на старый  «бобинный» магнитофон, когда мне так же было несколько месяцев от роду, как и моему сыну, которого держала на руках моя мама, его бабушка, и как моя бабушка пела припевки для меня: «Куй, куй, ковалёк, ты подкуй сапожок…», постукивая в ритме припевки по пяточкам тогда ещё меня - малыша…
После этого я понял, как же так получилось, что вроде бы я специально никогда не учился плясать «Тимоню», но в то же время плясать его умею…
Конечно, после этого я вспомнил и деревенские свадьбы, на которые мы детьми, а затем подростками, бегали смотреть, и проводы в армию ребят, которым исполнилось 18 лет, и праздники Масленицы, Троицы, Спаса в родном селе Крупец…
Да что перечислять, ни один сельский праздник не обходился без «Тимони». Даже когда приезжали к нам родственники или гости, почти всегда пели песни и плясали «Тимоню».
Особенно ярким впечатлением из детских лет, связанных с «Тимоней», остались свадьбы и Масленицы. Свадьбы в то время игрались два, а то и три дня: первый день был более строгим и торжественным, второй – более разгульным и весёлым. Третий день делался для самых близких родственников, кто ещё не уехал после второго дня.
«Тимоню», конечно, плясали и в первый, и во второй день, а если родственники и гости задерживались, то и в третий. В первый день свадебные застолья начиналась не раньше полудня, ближе к вечеру. Если дело было летом, то во дворе, где играли свадьбу, как правило, делали крытый навес, сколачивали или приносили и ставили под навесом столы, за которые рассаживали гостей. Гостей всегда было много, но места хватало всем. Чтобы не сидеть в темноте, протягивали провода, делали электрическое освещение, и вечером, после короткого застолья начинались песни и, конечно же, через некоторое время обязательно заводился «Тимоня».
А на второй день с утра молодожёны должны были по обычаю «выливать воду» - принести к воротам своего двора воды из трёх колодцев (воду приходилось выкупать) и вылить её, попав в кошель (плетёную из лозы круглую ёмкость с плоским дном, похожую на большую корзину без ручек). Попасть в кошель было непросто, - его таскали кочергой ряженые, которые старались в момент, когда вода выливается, оттащить кошель кочергой в сторону. Задача молодых – вылить воду из ведра в кошель и не промахнуться.
Всё это яркое красочное праздничное действо сопровождалось припевками «Тимони» и проходило под этот наигрыш. И поход молодожёнов к колодцу, и возвращение с водой обратно к воротам тоже шло под «Тимоню». Все, кто находился рядом, или плясали, или играли, или припевали «Тимоню». Не было никого, кто хотя просто не пристукивал, или не притопывал, находясь в этот момент рядом.
Спецпредложения
Новости
22.02.2019 20:53
Вчера один из руководителей нашего творческого объединения #МастерскаяНародныхПраздников Андрей Капранов поучаствовал в телепрограмме #ВечерняяМосква с рассказом о Масленице.
12.02.2018 03:35
Мастерская праздника в режиме - "корпоративные игры", причем "зимние и дипломатические" :)
Статьи
Иван Ильич Глазунов "Тимоня"
«Эх, бей, приколачивай, туды-сюды поворачивай!...» - выводил баян.
«Эх бил, приколачивал, туды-сюды поворачивал…» - отвечала балалайка.
«Тимоня умылся, утёрся, Тимоня на свадьбу попёрся…» - выкривал рожок,
«Тимоня, Тимонюшка, кучерявая головушка…» -  гудела скрипка.
«Хви-хви, хви-хви-хви,» - пели кугиклы.
«Вдарили, вдарили, вдарили, врезали, врезали, врезали!!!» - взлетали кверху вместе со звуком инструментов, люди, скачущие в карагоде…
Это было каким-то завораживающим зрелищем.
Сказать о «Тимоне», что это народный танец – это не сказать ничего. Сказать – что это народная пляска – сказать кое-что. Сказать, что это - припевки – тоже верно, но верно лишь отчасти. Сказать, что «Тимоня – это «карагод» вернее, но уже менее понятно.
«Тимоня» – это и пляска, и припевки, и музыкальный наигрыш одновременно.
Это и общение, это и движение, это и самовыражение. «Тимоня» – это Жизнь. Наверное, так будет самое верное определение, хотя, возможно, и самое непонятное.
Действительно, в карагоде жили, «Тимоня» сопровождал всю жизнь.
Под «Тимоню» «тетёшкали» детей, которые потом, подрастая, в карагоде находили себе женихов и невест; под «Тимоню» женились и выходили замуж; ни один праздник в нашей местности (юг Курской области - Беловский и Суджанский районы) не обходился без «Тимони».
Куряне, которые дошли до Берлина в 1945 году, рассказывали, что, когда объявили Победу, они плясали «Тимоню» несколько часов подряд. Это была пляска Победы.
«Тимоня в начищенных сапогах, у него вся грудушка в орденах!...»
История этой пляски, её происхождение – отдельная тема. Пляска - очень древняя.
О древности можно судить по движениям пляшущих, которые напоминают движения птиц. Женщины говорили о своей пляске в «Тимоне»: «Я, как пава, иду». Мужские движения похожи на петушиные, иногда их движения головой напоминают движения гусака или селезня.
«Скачет» - говорят про того, кто пляшет «Тимоню». Но если в повелительном наклонении, то не «скачи», а «скачь», или «поскачь». Даже приговорка-припевка слышал: «поскачь, дурачок, не тиликавши»… Что, мол, снала надо «потиликать», а потом уж Тимоню скакать. А если скакать, то уж скакать до упаду: «твои «ти-ли-ли» меня с ног свалили» - ещё одна «приказка».
    Так вот, скакать Тимоню могут и парень с девушкой, парень и две-три девушки, девушка с девушкой. Но при этом, когда собирается «карагод» - много пляшущих, он приобретает своё собственное движение: музыканты - в центре, а вокруг музыкантов пляшущие пары или тройки образуют круг, который идёт своим движением против часовой стрелки.
Получается, как будто маленькие планеты со своими орбитами идут по большому кругу вокруг центра-солнца – музыкантов. А они задают своей музыкой скорость и ритм этого движения. И ещё те, кто пляшет,  поют или выкрикивают под музыку припевки – «приказывают», или «припевают»:
- Тимоня, Тимонюшка,
Кучерявая головушка,
А чего ж ты не женишься?
На кого ж ты надеешься?
А кто-то обязательно ответит на эту припевку другой:
-Я надеюсь не денежки,
А женюсь я на девушке!
Припевок много, бывают они разные: и короткие, как выдохи-выкрики:
Эх бей, Матвей, не жалей лаптей,
Старые побьюця, новые сплятуца!

***
- Эх, бей, топчи, прибивай,молчи,
- Эх, бил, топтал, прибивал, молчал!
И длинные, как скороговорки:
- Тимоня, корочинский (из села Корочка-А.К.),
Зипунишка коротенький,
У ворот увивается,
Сиротою называется:
- А и хто б меня на двор успустил,
Я б тому каровать смостил,
А и дворик метёлкою смёл,
И хозяина б к чёрту упёр…
***
У Тимони горе случилось -
Кобыла за печь завалилась,
Тимоня кричит, репятуя,
никто не бежить, не рятуя.
Гришка, Гараська да Митя,
Идитя, Тимоне помогитя,
Идитя, Тимоне помогитя,
Кобылу сза печи подымитя!
Почему пляска называется «Тимоня» - неизвестно. Говорят, что в припевках про Тимоню поётся, поэтому и «Тимоня». Но, наверное, сама пляска гораздо древнее, чем припевки. И что примечательно, пляска «Тимоня» бытует не везде в Курской области, а только на её юге – в Беловском, Суджанском, Большесолдатском  и близлежащих к ним районах.
Есть похожая пляска, которую показывал и о которой рассказывал А.А.Шевцов на некоторых семинарах УРНК (Училища Русской Народной Культуры) в 1998г,   которая  существовала на границе Владимирской и Ивановской областей, и называлась «Ворыхан» («ворыхан» – это тетерев-косач – А.К.), и наигрыш тоже был у неё похож на Тимоню, и движения плясовые - похожие.
Так же немного похожа по некоторым движениям пляска «Буза», которая плясалась в Тверской области, и которую показывал – в 1999г. на конференции по мужской традиционной культуре в г.Твери Григорий Базлов.
Похожа по ритму и движениям пляска, с которой я встретился в Перми на фестивале «Камва» в августе 2009г. - плясали её коми-пермяки из села Кукушка. Называется эта пляска «Тупи-тап».
Вроде бы и местности разные, и расположены друг от друга далеко,  а пляски похожие. И объединяет их, кроме всего прочего, в единое целое то, что никто специально не обучал тому, как их плясать, людей, которые жили в тех краях, где бытовали эти пляски.
Просто люди, кто жили в этих краях, плясали так с рождения, как говорили, или как пели. Вот что главное. И эти пляски помогали народу чувствовать себя народом. Несли в себе какие-то знания, которые словами не рассказать.. Хранили в себе Душу Народа.
«Тимоню», «Ворыхана», «Бузу», «Тупи-тап» и остальные похожие пляски никто специально не разучивал, они просто были и есть, они несли и продолжают нести в себе знания и сведения о народе, который их пляшет, они делали и создавали народ, не давали ему раскиснуть и развалиться, потерять свой образ среди других народов.
Они наравне с нарядами, орнаментами, песнями, обычаями, помогали народу сохранить себя и не потеряться. И ещё эти пляски  несли в себе глубокий сакральный смысл, мифологию народа, плясали их на праздниках неспроста, там заново проживалось и вспоминалось что-то важное, что давало и даёт смысл нашему земному существованию.