Почему пляска называется «Тимоня» - неизвестно. Говорят, что в припевках про Тимоню поётся, поэтому и «Тимоня». Но, наверное, сама пляска гораздо древнее, чем припевки. И что примечательно, пляска «Тимоня» бытует не везде в Курской области, а только на её юге – в Беловском, Суджанском, Большесолдатском и близлежащих к ним районах.
Есть похожая пляска, которую показывал и о которой рассказывал А.А.Шевцов на некоторых семинарах УРНК (Училища Русской Народной Культуры) в 1998г, которая существовала на границе Владимирской и Ивановской областей, и называлась «Ворыхан» («ворыхан» – это тетерев-косач – А.К.), и наигрыш тоже был у неё похож на Тимоню, и движения плясовые - похожие.
Так же немного похожа по некоторым движениям пляска «Буза», которая плясалась в Тверской области, и которую показывал – в 1999г. на конференции по мужской традиционной культуре в г.Твери Григорий Базлов.
Похожа по ритму и движениям пляска, с которой я встретился в Перми на фестивале «Камва» в августе 2009г. - плясали её коми-пермяки из села Кукушка. Называется эта пляска «Тупи-тап».
Вроде бы и местности разные, и расположены друг от друга далеко, а пляски похожие. И объединяет их, кроме всего прочего, в единое целое то, что никто специально не обучал тому, как их плясать, людей, которые жили в тех краях, где бытовали эти пляски.
Просто люди, кто жили в этих краях, плясали так с рождения, как говорили, или как пели. Вот что главное. И эти пляски помогали народу чувствовать себя народом. Несли в себе какие-то знания, которые словами не рассказать.. Хранили в себе Душу Народа.
«Тимоню», «Ворыхана», «Бузу», «Тупи-тап» и остальные похожие пляски никто специально не разучивал, они просто были и есть, они несли и продолжают нести в себе знания и сведения о народе, который их пляшет, они делали и создавали народ, не давали ему раскиснуть и развалиться, потерять свой образ среди других народов.
Они наравне с нарядами, орнаментами, песнями, обычаями, помогали народу сохранить себя и не потеряться. И ещё эти пляски несли в себе глубокий сакральный смысл, мифологию народа, плясали их на праздниках неспроста, там заново проживалось и вспоминалось что-то важное, что давало и даёт смысл нашему земному существованию.